№п/п плана
|
Наименование мероприятия
|
Установленные сроки исполнения
|
Информация о выполнении
на отчетный период
|
1
|
Реализация плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО соответственно)
|
|
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Карелия от 10 сентября 2015 года № 1228 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Карелия», который разработан согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО) и на основании Плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым от 11 февраля 2015 года № ДЛ-5/07вн (http://minedu.karelia.pro/documents/39/all) во всех общеобразовательных учреждениях организована работа по созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.
В 2017 году в общеобразовательных организациях по ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО обучалось 42 человека.
Реализуются следующие варианты адаптированных основных общеобразовательных программ: для обучающихся с задержкой психического развития, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучающихся с инвалидностью с тяжелыми множественными нарушениями развития разработаны и реализуются специальные индивидуальные программы развития.
В общеобразовательных организациях создаются специальные условия: оборудуются кабинеты для учебных и индивидуальных занятий (оснащение мультимедийной аппаратурой (доской, компьютером c колонками и выходом в интернет, принтерами, сканерами), музыкальными центрами с набором аудиодисков, музыкальными записями, аудиокнигами, дидактическим и наглядным материалом, специальной литературой, досками для деления и умножения).
Для обучающихся созданы специальные условия обучения, соответствующие особенностям нарушения развития и возможностям ребенка: адаптированное расписание, адаптированные программы обучения, адаптированная система оценивания. Осуществляется дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных возможностей ребенка, специфики развития в определении методов работы, форм контроля и особенностей оценивания результатов обучения.
В Муезерском муниципальном районе функционирует психолого-медико-педагогическая комиссия, специалисты которой принимают активное участие не только в определении специальных условий образования детей с ОВЗ, но и организуют их психолого-педагогическое сопровождение.
В 2016/17 учебном году состоялись общешкольные родительские собрания, заседания Советов Учреждений по вопросу введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО. Организовано информационное сопровождение по вопросам введения ФГОС ОВЗ на официальных сайтах муниципальных общеобразовательных организаций в сети Интернет.
|
3
|
Предоставление субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми – инвалидами качественного образования.
|
Ежегодно
|
В рамках реализации мероприятий региональной программы «Доступная среда в Республике Карелия» на 2016-2020 годы в части реализации мероприятий по созданию в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, организациях дополнительного образования детей (в том числе организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в Республике Карелия, на 2017 год, на основании Соглашения № 3955/11/01-18/МО-и о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджету Муезерского муниципального района в МКДОУ детский сад № 1 п. Муезерский проведён ряд мероприятий: устранение перепада высот в музыкально-спортивном зале, медицинском блоке, коридоре общего пользования; переоборудование санитарно-гигиенического помещения для детей с ОВЗ и детей-инвалидов; укладка плитки в общем коридоре 1-го этажа; замена внутренних и уличных дверей; расширение дверных проёмов в коридоре общего пользования и группах 1-го этажа; реконструкция крыльца монтажом пандуса; приобретение световых маячков и таблиц со шрифтом Брайля. На создание условий затрачено чуть более 1 700 000 рублей.Подробная информация размещена на официальном сайте муниципального дошкольного образовательного учреждения в сети Интернет http://muezds1.nudex.ru
В соответствии с Соглашением между Министерством образования Республики Карелия и администрацией Муезерского муниципального района о предоставлении субсидии бюджетуМуезерского муниципального района из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий в рамках региональной программы «Доступная среда» в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Муезерская средняя общеобразовательная школа в 2016 году проведены работы по созданию специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья: отремонтирован медицинский кабинет, туалетные комнаты, фойе. Произведена укладка плитки на лестничных пролётах, заменена входная дверь. Из бюджета Муезерского муниципального района израсходовано чуть более 500 тысяч рублей и 500 тысяч рублей выделено из субсидии на социально-экономическое развитие территорий. Таким образом, на ремонтные работы потрачено более 1 миллиона рублей. Вместе с тем, для создания условий общеобразовательным учреждением закуплено оборудование (компьютерная техника, школьная мебель) на сумму около 155 тысяч рублей.
|
4
|
Разработка и апробация учебных пособий, в том числе мультимедийного сопровождения, по организации обучения инвалидов, а также их апробация с участием преподавателей с нарушением слуха – носителей русского жестового языка
|
IVквартал 2017 г.
|
Республика Карелия, в том числе и Муезерский муниципальный район не принимали участие в разработке и апробации учебных пособий, в том числе мультимедийного сопровождения, по организации обучения инвалидов, а также их апробации с участием преподавателей с нарушением слуха – носителей русского жестового языка.
|
14
|
Проведение ежегодного интегрированного Всероссийского фестиваля детского творчества
|
Ежегодно
|
В июне 2017 года состоялся Республиканский фестиваль детского творчества «Город моей мечты». Основная цель мероприятия - приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, искусству, художественной, нравственной и духовной культуре, создание традиции ежегодного республиканского детского праздника. Организатор: КРОО «Арт-шатер» при поддержке органов власти Республики Карелии, Администрации Петрозаводского городского округа. Все мероприятия Республиканского фестиваля детского творчества «Город моей мечты» позволяют познакомить родителей и детей, гостей и жителей республики с различными формами проведения досуга, в том числе и для граждан с ОВЗ.
|
15
|
Проведение ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся с ОВЗ
|
Ежегодно IV квартал
|
19-20 октября 2017 года состоялся Первый Чемпионат Республики Карелия «Абилимпикс», участие в котором приняли 37 человек с инвалидностью в возрасте от 19 до 53 лет.
Соревнования прошли по шести компетенциям на базе техникумов и колледжей Республики Карелия: Социальная работа (ГАПОУ РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства»); Экономика и бухгалтерский учет (ГАПОУ РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства»); Ландшафтный дизайн (ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»); Поварское дело (ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства»); Малярное дело (ГБПОУ РК «Петрозаводский строительный техникум» и ГБПОУ РК «Медвежьегорский техникум»); Массажист (ГАПОУ РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж»).
В деловой программе Чемпионата, в которой приняли участие более 200 человек, состоялась презентация программ и возможностей Ресурсного учебно-методического центра профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В целях оказания содействию трудоустройству победителей и участников конкурсов в рамках Чемпионата была проведена ярмарка вакансий для лиц с инвалидностью, в которой приняли участие представители пяти организаций – работодателей. 20 октября 2017 года в гостинице «Онего Палас» состоялась торжественная церемония закрытия конкурса, в рамках которой победители Чемпионата Республики Карелия «Абилимпикс» были награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями по каждой компетенции, дипломами и призами.
От Муезерского района представители не участвовали.
В Республике Карелия реализуется план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов в Республике Карелия на 2017-2020 годы, утвержденный заместителем Премьер-министра Правительства Республики Карелия Л.А. Подсадник, предусматривающий профессиональное образование/обучение лиц с инвалидностью с последующим трудоустройством с учетом медицинских показаний (противопоказаний) по профессиям.
|
17
|
Реализация плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года
|
Ежегодно
|
В Республике Карелия план мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года не утвержден.
Во втором полугодии 2017 года на межведомственном уровне организована работа по вопросам комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью и их семьям в Республике Карелия с целью реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 1839-р. В рамках данной деятельности организована работа по формированию плана мероприятий.
Медицинская реабилитация детей данной категории осуществляется в государственных учреждениях здравоохранения в рамках государственной программы развития здравоохранения Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 9 апреля 2015 года № 118-П.
Социальная реабилитация Государственной программы Республики Карелия детей данной категории осуществляется в рамках «Социальная поддержка граждан в Республике Карелия», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелияот 2 июня 2014 года № 169-П.
Психолого-педагогическая помощь семье с детьми раннего возраста с инвалидностью осуществляется в рамках государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года № 196-П. Психолого-педагогическая помощь в муниципальных дошкольных организациях оказывается 369 детям дошкольного возраста.
|
19
|
Поддержка реализации в субъектах Российской Федерации программы по оказанию комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Ты не один»
|
IV квартал 2017г.
|
Образовательные организации Муезерского муниципального района применяют в практике обучения детей с расстройствами аутистического спектра методические разработки, представленные Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (http://autism-frc.ru/), а также диагностические материалы, разработанные специалистами ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования», для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с расстройствами аутистического спектра.
|
20
|
Проведение ежегодного Всероссийского конкурса «Психолог года»
|
Ежегодно март-апрель
|
В 2017 году проводился муниципальный этап Республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года Карелии», в который был включен фестиваль-конкурс педагогического мастерства педагогов-психологов, классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов. Отдельной номинации для психологов, как в региональном, так и в муниципальном этапе конкурса не предусматривалось.
|
24
|
Проведение курсов повышения квалификации, семинаров, конференций для педагогов и специалистов образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО
|
IV квартал 2017г.
|
В рамках дополнительного профессионального образования методам воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных организациях Республики Карелия и других субъектах России педагогические работников Муезерского муниципального района прошли обучение по темам:
- «Реализация ФГОС НОО 72 ч №3570 19.12.2014»
- «Организация получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных организациях» 72 часа ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказкий федеральный университет";
- «Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи" 72 часа НОЧУ ВПО "Московский социально-гуманитарный институт";
- «Организация работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в ОУ в рамках внедрения ФГОС» ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж";
- «Подготовка к внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж";
Специалисты образовательных учреждений приняли участие в республиканских тематических семинарах и совещаниях:
Методический семинар для педагогов муниципальных районов Республики Карелия «Организация образовательного процесса в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Республиканский семинар «Актуальные вопросы введения ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» для председателей (руководителей) территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;
Практический семинар по разработке логопедических заключений при участии учителей-логопедов муниципальных ЦПМСС, территориальных ПМПК, республиканского психоневрологического диспансера, школ-интернатов, специалистов отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», специалисты ЦДК;
В рамках Республиканской эстафеты педагогического мастерства «Учитель – учителю», прошедшей 3 ноября 2017, по теме «Доступность и качество образования в условиях создания единого образовательного пространства» была организована и проведена секция «Особенности работы учителя в условиях инклюзивного и специального образования» (были выделены основные проблемы по организации обучения школьников с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации и даны практические рекомендации по их решению).
Межведомственная конференция (8-9 декабря 2017г.) «Приоритетные направления в системе дополнительного образования Республики Карелия», в рамках которой широко освещались вопросы организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (http://kiro-karelia.ru/institute/news/item/seminar-8-9-12-2017?category_id=89).
Для педагогических работников дошкольного образования, специалистов дошкольных учреждений Республики Карелия составлены «Методические рекомендации по разработке адаптированной образовательной программы для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в инклюзивном образовании» (размещены в разделе «Методические материалы» в отделе коррекционной педагогики и специальной психологии на сайте kiro-karelia.ru);
Для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Республики Карелия разработаны «Рекомендации по созданию условий инклюзивного образования» (размещены в разделе «Методические материалы» в отделе коррекционной педагогики и специальной психологии на сайте ГАОУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» - kiro-karelia.ru);
|
25
|
Организация подготовки специалистов (тьюторов) региональных институтов развития образования, институтов повышения квалификации по вопросам организации инклюзивного образования детей-инвалидов.
|
IV квартал 2016 г.
|
Программы данной направленности в региональном институте развития образования отсутствуют.
В июне 2016 года в ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» состоялся первый выпуск 12 тьюторов, обучавшихся по программе бакалавриата «Психолого-педагогическое образование. Психология и педагогика инклюзивного образования» (срок обучения – 4 года).
|
26
|
Проведение повышения квалификации специалистов ПМПК по использованию новых классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса «обучающийся с ОВЗ» для формирования заключений ПМПК
|
2017г.
|
В 2017 году по заявкам руководителей и специалистов центров психолого-медико-социального сопровождения Республики Карелия сотрудники отдела коррекционной педагогики и специальной психологии участвовали в рабочей группе по разработке логопедических заключений для ПМПК, проходившей на базе Центра диагностики и коррекции (сентябрь 2017), методических объединениях для учителей-логопедов и учителей-дефектологов г. Петрозаводска по вопросам комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ и инвалидностью в условиях дифференцированного и инклюзивного образования.
|
27
|
Проведение курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы по реализации учебного пособия по социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ
|
IV квартал 2016 г.
|
В рамках дополнительного профессионального образования в IVквартале 2017 года педагогические работники участвовали в мероприятиях, направленных на реализацию ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО: программы курсов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников Республики Карелия по дополнительным профессиональным программам, в которых освещались вопросы социально-бытовой адаптации обучающихся с инвалидностью:
«Реализация адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС»;
«Реализация адаптированных образовательных программ обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях ФГОС ДО»;
«Реализация адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС»;
«Педагогическая деятельность в профессиональном обучении и профессиональном образовании лиц с ОВЗ и инвалидностью».
|
29
|
Апробация и внедрение профессиональных стандартов педагога-психолога, педагога-дефектолога
|
Январь -декабрь 2017 г.
|
18 октября 2017 года педагогические работники системы образования приняли участие в вебинаре (слушатель) МГППУ и Федерации психологов по внедрению профессионального стандарта «педагог-психолог».
В образовательных организациях разработан и реализуется план мероприятий по поэтапному переходу на профессиональные стандарты педагога-психолога, педагога-дефектолога.
|
30
|
Проведение ежегодного всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»
|
IV квартал 2016 г.
|
В 2016 году школы района участие во всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» не принимали.
|
35
|
Проведение региональных и всероссийских спортивных мероприятий с участием детей ОВЗ и инвалидностью
|
апрель 2017 г.
|
Традиционно, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью принимают участие в региональных спортивных мероприятиях.
9 апреля 2017 г. 9 человек в возрасте с 14 до 35лет выезжали на Республиканский спортивный праздник для молодёжи с ограниченными возможностями «Преодоление – 2017 г», который проходил во Дворце спорта г. Сегежи. Молодые люди показали хорошие результаты и были отмечены грамотами, кубками и медалями.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом в связи с увлечением фитболом, увеличилось количество лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой. Развитию данного вида спорта способствовали волонтёры отделения реабилитации, активно пропагандирующие этот вид спорта.
Вместе с тем, увеличилось число посещающих отделение реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья не только в пгт. Муезерском, но и в п. Ледмозеро.
|
40
|
Проведение мониторинга по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в образовательных организациях субъектов Российской Федерации
|
Ежегодно
|
Во всех муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях разработаны Паспорта доступности ОСИ (ежегодно обновляются).
В рамках государственной программы Республики Карелия «Доступная среда в Республике Карелия на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года № 211-П Министерством социальной защиты Республики Карелия осуществляется мониторинг удовлетворенности граждан с инвалидностью услугами в социальной сфере.
|
41
|
Анализ работы субъектов Российской Федерации по реализации планов («дорожных карт») по повышению показателей доступности для инвалидов объектов
|
Ежегодно IV квартал
|
В Муезерском муниципальном районе реализуется государственная программа Республики Карелия «Доступная среда в Республике Карелия на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года № 211-П и план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Карелия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 24 декабря 2015 года № 815-р-П.
Все образовательные организации имеют паспорта доступности для лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения.
Образовательные организации создают необходимые инфраструктурные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (пандусы для входа в образовательную организацию, съезды с тротуаров на территории, пандусы внутри здания, широкие дверные проемы в помещениях, специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение, разноуровневые перила, навигационные пути), а также условия для обучения и развития (оборудованы рабочие места с учетом психофизиологических потребностей детей, комнаты релаксации, центры дидактической направленности для коррекционно-развивающих занятий, трудовой деятельности, социально-бытовой ориентировки).
Министерством образования Республики Карелия подготовлена и направлена в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации предварительная заявка на получение субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на создание в 2018 году в Республике Карелия специальных условий качественного образования детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования (исх. № 8854 от 31.10.2017). В 2018 году планируется создание специальных условий в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования Муезерский Дом творчества.
|
43
|
Проведение мониторинга специальных условий получения образования детьми-инвалидами, проживающими в стационарных организациях социальной защиты и здравоохранения
|
Ежегодно
|
На территории Муезерского муниципального района обучение несовершеннолетних осуществляется муниципальными казенными образовательными учреждениями.
В соответствии с заключениями Центральной (республиканской) и районной психолого-медико-педагогической комиссий 34 ребёнка осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальные индивидуальные программы развития.
|